Фаянсовое искусство Словакии
Главная /
Статьи / Фаянсовое искусство Словакии
Каждая географическая область Словакии отличалась в народном искусстве чем-то специфическим: в средней Словакии преобладало в прошлом дерево, которое можно было обнаружить в самых разнообразных вариациях и художественных формах в интерьере и архитектуре, в изделиях крестьян, пастухов и шахтёров; восточная Словакия была известна богатством домотканого текстиля из домашнего льна; западная Словакия прославлена главным образом глиной и благородным фаянсом, традиция производства которого длится уже четыре века. Жбаны, тарелки, миски и другие предметы, расписанные подглазурным четырёхцветным декоративным орнаментом из разнообразных узоров по белой сверкающей поверхности, употреблялись повседневно в хозяйстве, но вместе с тем они служили и украшением городских и деревенских домов. Они стали редкостными предметами словацкого народного искусства, ценнейшие экспонаты которого находятся теперь только в музеях, галереях и в частных коллекциях. Но пока фаянс приобрёл своё место в народной среде как его органическая составная часть, он прошёл сложное развитие, обусловленное, с одной стороны, культурно-историческими условиями, а с другой — историей европейского фаянса и историей габанов — посредников технологических знаний жбанного ремесла на территории сегодняшней Словакии.
История фаянса начинается в 16-ом веке у габанов, переселенцев из Германии, Швейцарии и Италии. Они были членами секты со строгими социально-революционными принципами, касающимися не только личной, но и экономической, общественной жизни и организации труда. Приезд габанов отражал в своеобразной форме сложные условия той эпохи. 16-й век в Словакии был периодом неутешительной экономической ситуации, в которой барщинники страдали не только от феодального гнёта, но и от многочисленных феодальных боёв и войн с турками, от эпидемий чумы и от природных бедствий. Крестьяне переселялись в более безопасные незаселённые области средней Словакии, но одновременно с этим в западной Словакии селились хорватские переселенцы, убегающие от турок, а также швейцарские, немецкие и итальянские габаны. После поражения крестьянского восстания под руководством Мюнцера в 1525 году они должны были покинуть свои первоначальные поселения. Их бегство, вызванное, на первый взгляд, религиозными мотивами, имело свои причины в глубоком кризисе феодального общественного порядка.
Начиная с 30-х годов XVI века габаны заселяли южную Моравию, откуда из-за различных волнений скоро переселялись дальше — через Венгрию в Трансильванию, а отсюда на Украину или в Австрию, а с конца первой половины XVI века и в западную Словакию, в деревни около г. Трнавы и Братиславы. Самый восточный пункт их поселений — г. Тренчин. Они были выдающимися ремесленниками в самых разнообразных отраслях и таким образом — сначала в рамках коллективного образа жизни в строго замкнутых габанских «дворах» — обеспечивали свою экономическую самостоятельность. В Моравии, и особенно в Словакии, они вошли в историю прежде всего как изготовители фаянсовой посуды. В габанском творчестве отразились все изменения внутренней структуры их организации, художественные направления эпохи и отдельные этапы укоренения и приспособления к местным потребностям.
На ранних этапах развития габанского фаянса чувствуется влияние итальянского Ренессанса, преобразованное габанами в духе своих потребностей, продиктованных в значительной мере их учением (запрет рисовать человеческую фигуру на керамике). В последней четверти XVII века на габанский фаянс оказала влияние дельфская и китайская керамика, с которой габаны познакомились через голландских «братьев»; в отношении декорирования не обошлось без влияния контактов с турецкой армией, с которой они обменивались товаром. Постепенно всё большее влияние на габанский фаянс оказывала местная среда и заказчики: мещане, ремесленники, земледельцы. Габанское общество было официально распущено в 1685 году, но внутренний кризис (нарушение экономической и идеологической компактности членов так называемых габанских «дворов») давал о себе знать уже десятилетия до этого. Габаны постепенно принимали условия жизни региона, в котором жили; к их производству присоединялись местные мастера, нарушались подлинные габанские семейные связи. Свобода жизни и мышления отразилась и на фаянсовых изделиях.
|